Современные велосипеды настолько разнообразны, что порой кажется: некоторые модели объединяет лишь наличие двух колёс и педалей. Уже в этом разнообразии легко можно запутаться; и будто этого мало, бывает так, что внешне весьма похожие двухколёсные машины серьёзно различаются по функционалу и применению. Поэтому чтобы удачно выбрать велосипед, нужно смотреть не только на внешние особенности, но и на прямо заявленный в характеристиках способ применения.

А по способу применения современные велосипеды для взрослых можно условно разделить на 4 вида: городские, дорожные, внедорожные и акробатические (трюковые).

Городские модели созданы для тех, кто использует велосипед в основном как бытовое средство передвижения на относительно небольшие расстояния по ровным дорогам (не обязательно в городе). Они не имеют «наворотов» вроде продвинутых тормозов или заднего амортизатора (а чаще всего амортизация отсутствует вообще) и делаются из относительно простых материалов — зато конструкция часто включает полезные в быту дополнения вроде багажников и корзин, подножек, защитных щитков и т.п.

Дорожные, или шоссейные велосипеды, рассчитаны на спортивную езду по ровному качественному покрытию. Они имеют довольно хрупкую конструкцию, плохо переносящую ямы и ухабы; зато на ровном шоссе такой машине нет равных.

Внедорожные велосипеды также называют «горными», и среди них выделяется несколько специализированных подвидов. «Обычные» горные модели (MTB) — это наиболее простой вариант, предназначенный для начинающих (или не склонных к экстриму) ездоков и относительно несложные условия; этот вариант неплохо подойдёт для езды по грунтовым дорогам. Если же речь идёт о гонках по пересечённой местности — оптимальным вариантом будет велосипед класса «кросс-кантри». Наиболее «экстремальной» разновидностью горных машин являются модели для даунхилла/фрирайда — скоростного спуска с горных склонов; при этом для других задач они подходят слабо, не в последнюю очередь из-за большого веса.

Что касается трюковых разновидностей, то наиболее известная из них — BMX, велосипеды с характерной низкой рамой усиленной конструкции и колёсами небольшого диаметра, рассчитанные на прыжки и другие акробатические элементы. Однако помимо этого, к трюковым можно отнести также машины для таких видов спорта, как триал, стрит и дёрт; формально это «горные» модели, однако они предназначены не столько для преодоления сложной местности, сколько для акробатики.

Каждая разновидность велосипедов имеет свою специфику, и выбор оптимальной модели связан с множеством нюансов, иногда прямо противоположных. К примеру, в BMX амортизация нужна очень редко, а в моделях для фрирайда/даунхилла без неё никак; высококлассные дисковые тормоза весьма пригодятся горному велосипеду, но для городского будут дорогим излишеством и т.п. Поэтому, прежде чем купить велосипед, не помешает проконсультироваться по специальной литературе или у профессионалов.